На главную :: Ханс-Фридрих фон Плетц: "Образование - это ключ к будущему" | |
Читать другие статьи и обзоры об образовании в Германии Ханс-Фридрих фон Плетц: "Образование - это ключ к будущему" У многих в России Германия ассоциируется с такими понятиями, как основательность, качество, высокий уровень технологий. Все это в полной мере относится к сфере образования, которая имеет в этой стране богатые традиции. Но современный мир предъявляет к образованию новые требования. Своими размышлениями об этом с нами любезно поделился посол Германии в России в 2003-2005 годах Ханс-Фридрих фон Плетц. - Каким вам видится современный уровень развития сотрудничества между нашими странами в области образования? - Взаимоотношения между Россией и Германией в области культуры и образования очень давние, они имеют много разных форм. Приведу пример. Побывав в Екатеринбурге, я посетил, в частности, и университет. Так вот ректор университета рассказал мне, что одну из гор уральской гряды назвали в честь знаменитого немецкого ученого Александра фон Гумбольдта. Интересно, что, 40% всех зарубежных контактов Екатеринбургского университета, будь то обмен студентами и преподавателями или совместные исследовательские проекты, приходится на Германию. И так обстоят дела не только в Екатеринбурге. Это хорошая иллюстрация высокого уровня наших отношений. Сегодня помимо всего прочего нас объединяет и общая проблема: необходимость сделать так, чтобы образовательная система и у вас, и у нас соответствовала ситуации, когда нашей молодежи приходится бороться за хорошие рабочие места с конкурентами со всего мира. Их надо к этому готовить, а это значит, что наши образовательные системы тоже должны быть конкурентоспособными на рынке образования. В результате у них появляется стимул к обновлению, к тому, чтобы стать лучше. Я чувствую, что эта ситуация придает динамизма и отношениям между нашими странами в области образования. - Вы говорите о конкуренции на образовательном рынке. Не находите ли вы, что англосаксонская модель намеренно навязывается странам с другой системой образования, таким как Германия и Россия, потому что, "играя на их поле", мы заведомо окажемся в проигрышном положении? - Находясь на дипломатической службе, я жил в разных странах и везде брал себе за правило посетить как можно больше школ и вузов. Я хотел узнать, как в этих странах подготавливают будущую элиту, каковы идеи и содержание образования, можем ли мы что-то хорошее перенять. Нет страны, владеющей истиной в последней инстанции. Я верю, что российская и немецкая образовательные системы только выиграют, если будут сравнивать себя с другими. Кроме того, есть объективные факты, с которыми не поспоришь. Возьмем хотя бы проблему языка. В истории всегда были периоды, когда в мире "правил" какой-то язык: когда-то это была латынь, затем французский, в какой-то период немецкий... Сегодня нам - какие бы чувства мы при этом не испытывали - приходится считаться с тем, что таким всемирным языком становится английский. Экономист сказал бы, что в области высшего образования теперь существует глобальный рынок, и потребитель готов заплатить за лучшее образование высокую цену. На этом рынке лидируют США, Великобритания, Австралия и некоторые другие страны, которые продают образовательные услуги, предлагая обучение на "всемирном" языке. Это реальность, и на нее надо адекватно реагировать. Мы сегодня ориентируем нашу образовательную систему на то, чтобы каждый ребенок овладел английским, а в близкой перспективе - и вторым иностранным языком. Страны Европейского союза решили, что каждый студент как минимум один семестр должен учиться за границей. Германия теперь предлагает иностранным студентам целый ряд программ - прежде всего, магистерских - на английском языке. Хорошее высшее образование и владение иностранными языками, которое является средством для знакомства с другими культурами, - это, если хотите, и есть европейский образовательный идеал. - В отличие от многих других стран, в Германии высшее образование бесплатное, в том числе и для иностранцев. Много ли студентов из-за рубежа учатся сегодня в немецких вузах? Какую часть из них составляют россияне? - Число иностранцев составляет 280 тыс. находится на уровне 15% от общего числа студентов, но нашей целью является довести эту "квоту" до 20% (350 тыс.). Число российских студентов составляет примерно 14 тыс. человек (5%). Резервы, безусловно, имеются. - Хотя образование у вас бесплатное, все же на житье нужно довольно много денег. Посоветуйте, в какие организации, фонды стоит обращаться, чтобы получить стипендии и гранты? - Хочу не согласиться с вами в том, что пребывание в Германии обходится российскому студенту слишком дорого. Если сравнить число людей из России, обучающихся в Германии, с числом тех, кто едет учиться в США, то последних окажется намного больше, а ведь жизнь и учеба за океаном не в пример дороже. Мне кажется, сегодня в России имеется значительное число обеспеченных семей или других возможностей финансирования, которые позволяют молодым людям поехать на учебу в Германию. Это вопрос их выбора. - И все же, куда обратиться тем, кто таких финансовых возможностей лишен? - У нас есть замечательная организация, которая называется Германская служба академических обменов (Deutscher Akademischer Auslandsdienst, DAAD), - первая инстанция, куда надо обращаться за стипендией. DAAD имет представительство в Москве, ее лекторы выступают во многих вузах России и всегда готовы дать исчерпывающую информацию. Есть и другие возможности, они зависят от того, какие цели вы перед собой ставите. Например, молодым ученым-исследователям дает стипендии Фонд им. Гумбольдта, и, пожалуй, ни в одной стране нет больше стипендиатов этого фонда, чем в России. Для квалифицированных кадров в экономической сфере существует так называемая "Президентская программа", которая содействует подготовке молодых менеджеров для российской экономики. - В каких областях образования Германия занимает лидерские позиции? - Это, например, машиностроение, технологии производства промышленной продукции, горное дело, автомобилестроение, аграрная промышленность, сельское хозяйство, все, что связано с окружающей средой и ее охраной, а также энергосберегающие технологии. Можно назвать еще юриспруденцию,особенно европейское право, философию, ну и, конечно, немецкую филологию, лингвистику. Очень славится немецкое музыкальное образование, у нас обучаются музыке студенты со всего света. Учебных заведений для студентов из-за рубежа у нас хватит. В Германии 355 вузов, из них 120 университетов и технических университетов, 185 так называемых специальных высших школ и 50 вузов с направлениями искусства и музыка, так что выбор велик. - Что бы вы пожелали читателям StudyIN? - Желаю молодым обеими руками браться за все имеющиеся сегодня возможности получить хорошее образование. Оно - ключ к их личному будущему, и одновременно к будущему их страны. © StudyIN - Образование без границ/ Наталья Кайтмазова
|